Мастер-класс
Формирование экологической культуры обучающихся посредством применения народного творчества
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и
экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической
деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что
начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это
объясняется и трудностью точного определения, что же такое "экологическая культура". Экологическая культура
рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния потребностей человека с
существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды
своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не
допускает ее разрушения и загрязнения. Понятие "экологическая культура" сложное и многообразное можно сказать,
что это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с
природой. Основными компонентами экологической культуры личности, по моему мнению, должны стать:
экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Цель формирования экологической культуры у обучающихся состоит в воспитании ответственного, бережного
отношения к природе.
Сегодня я хочу представить вам один из приемов, используемый мной, в педагогической практике. Использование
народного творчества, а именно пословиц, при формировании экологической культуры обучающихся. Пословицы с
древних времен выступали как педагогические средства, содержащие призыв к самовоспитанию и перевоспитанию, не
допуская безумного отношения к окружающей действительности.
Пословицы - не старина, не прошлое, а живой, сегодняшний, голос народа. Народ сохраняет в своей памяти
только то, что ему необходимо и то, что востребовано постоянно. Тем более, что пословица создается всем народом и
это, по определению, выражение коллективного мнения, наблюдения народного ума, народное восприятие и оценка
жизни. Это мнение большинства, иначе оно не приживется в памяти народа. Их запоминание облегчается игрой слов,
рифмами, ритмом.
О пословице хорошо сказал Я.А.Каменский: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь
высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем
физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое". В.И.Даль определял
пословицу как "коротенькая притча".
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества", - писал выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский. Пословицы, поговорки можно использовать в виде игр используя принцип: "обучение и воспитание
через развлечение".
Из сборников пословиц и поговорок были выбраны поговорки, имеющие экологическую окраску. Каждое
изречение разбивается на две смысловые части, они записываются на различных карточках. Составив 30 и более
карточек, можно поиграть с ребятами в экологическое лото. Суть игры - как составить карточки, чтобы сложилась
правильно пословица.
Проводится игра, после чего предлагается выполнить творческое задание.
"Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь, ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы твой венец?!!!"