Мастер-класс Формирование экологической культуры обучающихся посредством применения народного творчества В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и  экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической  деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что  начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это  объясняется и трудностью точного определения, что же такое "экологическая культура". Экологическая культура  рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния потребностей человека с  существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды  своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не  допускает ее разрушения и загрязнения. Понятие "экологическая культура" сложное и многообразное можно сказать,  что это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с  природой. Основными компонентами экологической культуры личности, по моему мнению, должны стать:  экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.   Цель формирования экологической культуры у обучающихся состоит в воспитании ответственного, бережного  отношения к природе.  Сегодня я хочу представить вам один из приемов, используемый мной, в педагогической практике. Использование  народного творчества, а именно пословиц, при формировании экологической культуры обучающихся. Пословицы с  древних времен выступали как педагогические средства, содержащие призыв к самовоспитанию и перевоспитанию, не  допуская безумного отношения к окружающей действительности.  Пословицы - не старина, не прошлое, а живой, сегодняшний, голос народа. Народ сохраняет в своей памяти  только то, что ему необходимо и то, что востребовано постоянно. Тем более, что пословица создается всем народом и  это, по определению, выражение коллективного мнения, наблюдения народного ума, народное восприятие и оценка  жизни. Это мнение большинства, иначе оно не приживется в памяти народа. Их запоминание облегчается игрой слов,  рифмами, ритмом.  О пословице хорошо сказал Я.А.Каменский: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь  высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем  физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое". В.И.Даль определял  пословицу как "коротенькая притча".  "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества", - писал выдающийся педагог В.А.  Сухомлинский. Пословицы, поговорки можно использовать в виде игр используя принцип: "обучение и воспитание  через развлечение".  Из сборников пословиц и поговорок были выбраны  поговорки, имеющие экологическую окраску. Каждое  изречение разбивается на две смысловые части, они записываются на различных карточках. Составив 30 и более  карточек, можно поиграть с ребятами в экологическое лото. Суть игры - как составить карточки, чтобы сложилась  правильно пословица.   Проводится игра, после чего предлагается выполнить творческое задание.  "Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей. Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймёшь, ты, наконец, Врубаясь в мёртвые породы, О, человек, венец природы, Что без природы твой венец?!!!"